Все обо мне

Все обо мне

В этом разделе сайта я коротко расскажу о себе, своих друзьях и коллегах, о том что обо мне пишут.

Немного о себе. Краткая автобиография.

Незабываемые страницы жизни.

Родительский дом

Я родилась в старинном русском городе Боровичи (Новгородской области), где все было пронизано особым обаянием русского Севера и русской старины. На всю жизнь осталась любовь к этому краю с его дремучими сказочными лесами с буреломами и непролазными топями и к удивительно прозрачной и порожистой реке со странным названием — Мста. Здесь когда-то проходил знаменитый путь «из варяг в греки». Часто, приезжая туда в детстве, я погружалась в этот особый мир. Возможно, моя малая родина и привила мне любовь к истории и размышлениям.

Мои родители работали в огнеупорной промышленности и их жизнь была в определенной степени «кочевой». Так получилось, что школьный порог я переступила в небольшом шахтерском городке Щекино (Тульской области), где была своя аура. Это край лесостепной полосы, где были знаменитые засечные черты, преграждавшие путь татарским набегам на Москву. А еще совсем рядом была Ясная поляна с ее знаменитой усадьбой Л.Н. Толстого, прекрасными березовыми рощами-перелесками, ромашковыми полянками, где можно было собирать землянику.
Среднюю школу я закончила с золотой медалью. И хотя свое жизненное призвание я выбрала еще на уроках истории, которые вели замечательные учителя, все же были и сомнения. Тем не

Витославицы. Музей деревянного зодчества

менее, я стала студенткой исторического факультета Тульского государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого. У нас были прекрасные преподаватели: проф. В.Н. Ашурков, Л.Н. Сиводедова, В.И. Крутиков, А.Г. Кузьмина. Именно им я обязана своим первым шагам к исторической науке и неизменной любовью к истории Тульского края, к археологии древнего мира и новой истории зарубежных стран. На выпускном курсе мне предложили участвовать во всесоюзном научном конкурсе «История учит». Темой своей научной работы я выбрала «Ирландское восстание 1916 года». Самым увлекательным оказалось знакомство с Государственной библиотекой имени В.И. Ленина в Москве. Она покорила меня тогда своими огромными фондами, хотя я еще не подозревала, сколько лет мне придется провести в ее научных залах.

А еще была любовь к античной археологии: раскопки в Горгиппии (Анапа), Керчи, Судаке…
Среди моих научных работ появилась статья по археологии Восточного Крыма.

Тульский край также был богат историческими традициями. Некоторые улочки Тулы, казалось, навсегда сохранили особое обаяние XIX века. И по ним было очень приятно ходить и воображение погружало в прошлое, а рядом неизменно и настойчиво напоминал о себе XX век. Тем не менее, мои преподаватели вооружили меня такими обширными знаниями по краеведению Тульского края, что я могла без особой подготовки проводить потом для свои школьников экскурсии по знаменитому Тульскому кремлю XVI века или Музею оружия.

По окончании института я получила диплом с отличием и специальность учителя истории и обществознания. Пора было применять полученные знания на практике, тем более что методике преподавания истории нас учил знаменитый тогда специалист — А.А. Вагин. С 1972 года я начала работать учителем истории в небольшой сельской школе в деревне Демидовка. И если не все уроки казались ребятам интересными, то на заседания краеведческого кружка собирались почти все учащиеся нашей небольшой школы с 4 по 8 классы. Можно было решить, что педагогика и есть мое призвание, особенно, когда уроки получались интересными и удавалось настолько «зажечь ребят», что они даже не слышали школьного звонка. Работе в школе отдано много лет моей жизни. После небольшой сельской школы работала в огромной современной школе в г. Щекино, а затем в школе-лицее № 21 г. Курска.

Но видимо, тяга к исторической науке была непреодолима. В 1973 году я поступила в заочную аспирантуру на кафедру новой и новейшей истории при Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, которую возглавлял тогда академик А.Л. Нарочницкий. Он и стал моим научным руководителем. Именно он определил мою судьбу как ученого, предложив заниматься историей США. Знакомство с этим выдающимся ученым и замечательным человеком очень много дало мне не только в плане профессионального роста. Он был настолько многогранной личностью, что не мог не покорять сердца своих учеников. Навсегда сохраню в сердце благодарность к своему учителю. Благодаря ему я стала ученым-американистом. А еще он обладал редким даром дарить «роскошь человеческого общения». Я познакомилась с его семьей и до сих пор стараюсь поддерживать контакты с ними. Наверное мне всегда везло, потому что у меня были прекрасные учителя. Может быть поэтому и в личной жизни все сложилось прекрасно: есть замечательные муж и дочь.

В 1979 году моя семья переехала в город Курск. Я стала ассистентом на кафедре всеобщей истории Курского государственного педагогического института (теперь — Курский государственный университет). Теперь вся моя дальнейшая жизнь была связана с Курском и его университетом. Можно сказать, что мне снова очень повезло, потому что древняя Курская земля также своими таинственными токами питает историков и тех, кто безраздельно стал служителем ее музы — Клио. У нас на кафедре был прекрасный коллектив, руководил которым также ученик А.Л. Нарочницкого — доктор исторических наук, профессор П.И. Остриков. И снова мне удивительно повезло, потому что у моих коллег многому можно было научиться и жили мы тогда интересно и весело, потому что факультет был не совсем обычный, а историко-педагогической. Очень жаль, что ушли навсегда: К.Ф. Сокол, И.Г. Гришков, Л.В. Шабанов… или оставили работу по возрасту Н.В. Иванова, Е.И. Матва, О.П. Запорожская … С каждым их них связана какая-то важная страничка жизни… А еще был вечно молодой и неунывающий декан — Е.А. Шанин и его талантливые заместители… А еще были и есть талантливые студенты, с которыми хочется работать и которые тоже становятся неотъемлемой частицей жизни.

14 апреля 1980 года я получила ученую степень кандидата исторических наук, защитив диссертацию на тему «Основные проблемы развития США в освещении «Нью-Йорк Дейли Трибюн» (1852-1860)». Моим главным оппонентом был доктор исторических наук Н.Н. Болховитинов. И я помню, что у нас на защите завязалась научная дискуссия, благодаря которой мы стали не просто коллегами, а друзьями, и этой дружбе уже очень много лет. Академика Н.Н. Болховитинова я считаю своим вторым наставником и учителем в исторической науке, особенно в американистике. Как и в А.Л. Нарочницком меня всегда восхищают в нем глубина знаний, разносторонность интересов, ответственность ученого и простота в личном общении.

Мне повезло и в том отношении, что в советский период нашей истории можно было ездить на курсы повышения квалификации в Москву и благодаря им я познакомилась со многими выдающимися учеными нашей страны. Занятия у нас вели проф.: Н.Н. Болховитинов, Е.Б. Черняк, В.Г. Сироткин, Г.С. Кучеренко, И.А. Никитина, А.Н. Хейфец, Е.И. Попова и др. Можно было также ходить на занятия МГУ и слушать лекции А.В. Адо, Н.В. Сивачева, И.С. Галкина, В.Л. Малькова, встречаться с известными американистами: Г.Н. Севостьяновым, Р.Ф. Ивановым, Г.П. Куропятником, В.В. Согриным. Все это дало бесценный опыт, который так важен в преподавательской работе и научной деятельности.

У себя, в КГУ я вела и веду различные лекционные курсы: по новой истории стран Европы и Америки; по истории мировой художественной культуры стран Европы и Америки в XVII-XIX веках; по истории международных отношений в XVII-XIX веках; по истории США в XVIII-XIX веках; по источниковедению нового и новейшего времени стран Европы и Америки; по всеобщей истории государства и права; по истории конституционного права зарубежных стран. Провожу мастер-классы, семинары, консультации по всем указанным дисциплинам. Руковожу дипломными работами студентов. А теперь и аспирантами.

В 1988 году мне было присвоено ученое звание доцента по кафедре всеобщей истории. В 1991 году была награждена значком «Отличник просвещения».

Но все же самая значительная часть жизни связана с наукой, с американистикой.

Дважды я была победителем в конкурсах, организуемых американским правительством по линии международных научных обменов. Организацией, в конкурсах которой я участвовала, была ACTR/АСПРЯЛ. Очень признательна своим американским коллегам, которые помогли лучше узнать страну, историю которой я изучаю столь длительное время.

С февраля по май 1995 года я была на стажировке в США в университете имени Дж. Вашингтона в Вашингтоне (Округ Колумбия). Это был мой первый и очень плодотворный опыт знакомства с американской жизнью. Многое из увиденного мною на занятиях в университете имени Д. Вашингтона я впоследствии использовала на своих лекциях и семинарах.

С января по май 2001 г. я снова побывала в США, став вторично победителем конкурса. Я была приглашена в Джорджтаунский университет в Вашингтоне (Округ Колумбия). Кроме того, я побывала в Бостоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Я посетила множество исторических и художественных музеев. Это существенно расширило мои представления об американской культуре. Особенно большое впечатление на меня произвели поездки в колониальный Вильямсберг и на поле битвы при Геттисберге. Я много рассказываю моим студентам и коллегам о своих впечатлениях от моего пребывания в США. Собираюсь написать о некоторых наиболее ярких впечатлениях и на этом сайте.

Я собрала множество документальных материалов в Библиотеке Конгресса США и написала четыре монографии, посвященные американской истории XIX века. Моя монография «Надвигающийся кризис Союза и борьба мнений в США в 1859-1861 гг.» (Курск: Изд-во РОСИ, 2004. — 314 с.) стала победителем конкурса: «Лучшая научная книга 2004 года». В настоящее время я имею более 100 научных и научно-методических публикаций. Одно из моих учебных пособий «Культура Западной Европы и США XVII-XIX вв.» (Курск: Изд-во КГУ, 2002. — 498 с.) было рекомендовано Научно-методическим советом по культурологи Министерства образования РФ для студентов вузов. Также написала несколько статей об американских университетах и об американском историческом образовании. Они были опубликованы в наших ведущих журналах.

Сейчас у меня есть прекрасный соавтор и помощник — М.А. Филимонова. Вместе мы подготовили и опубликовали учебное пособие и хрестоматию по Американской истории XVII-XVIII веков и намереваемся продолжить это начинание.

27 сентября 2006 года я защитила докторскую диссертацию на тему: «Общественное мнение в США накануне Гражданской войны (1828-1861 гг.)». Моими оппонентами являлись признанные специалисты в истории США: доктора исторических наук А.И. Уткин (ИСКРАН), А.С. Маныкин (МГУ), Н.В. Курков (МГОУ).

Американистика стала жизненным призванием. Благодаря многочисленным международным конференциям в различных городах США, России, Беларуси, она подарила множество интересных встреч с коллегами, всегда давала импульсы к дальнейшей работе.

С 1983 года и по настоящее время являюсь участником совместных научных программ с Центром североамериканских исследований Института всеобщей истории Российской академии наук (ИВИ РАН). Встреча с коллегами (Н.Н. Болховитинов, В.А. Коленеко, Б.М.Шпотов, В.В.Позняков, И.В.Галкина, М.М. Сиротинская, Л.М. Троицкая, М.С.Альперович, А.Ю. Петров), работающими в нем, всегда — радость общения, возможность споров и дискуссий, новых встреч.

С 1995 года являюсь членом Российской ассоциации американских исследований. Также состою в Обществе изучения культуры США и в Европейской ассоциации американистов. Принимала участие во многих научных международных конференциях. Американистика постоянно дает новые встречи и контакты с интересными учеными и людьми. Это — замечательно, когда есть призвание, дающее радость ощущения бытия и возможность самореализации. Поэтому все время появляются новые научные сюжеты, проекты и планы, которые хотелось бы воплотить в своем любимом Курском государственном университете.

© Алентьева Т.В. май 2008г.